— Вот смотрю я на тебя… Вроде ты, а вроде и не ты, — вглядываясь в глубокие морщины боевого товарища, произносит молодой советский чиновник. Но воскресший красный командир смотрит в ответ зверем.
— И что, я?!
— Да ты, ты! — улыбаясь, отвечает чиновник, хлопая собеседника по плечу, даже не подозревая как недалек он был от истины. Но кто в круговерти междоусобицы разберет как возвращаются ненужные никому призраки. И кто присматривается к тем, кто приходит под их тенью…
…Лихое начало 20 века. Гигантская Россия, на очередном своем изломе, крушит судьбы. Иные прямиком летят в топку поезда. Некогда же популярный петербургский актер, хандрит в тиши финского Выборга. Среди восторженных его талантом томных девиц и врачей, пытающихся понять «понаехавших» русских по Достоевскому. И даже жена не сразу догадывается о том, что тот задумал…
В боях под Рытвой однажды погиб красный командир. И надо ж было так случиться, что он был один в один с тоскующим актером. Слуга Мельпомены за бешеные деньги выкупает у контрабандистов командирские дневники, у них же берет заляпанную кровью шинель и наган. Осталось убедить жену: ему выпал уникальный шанс «сыграть по-настоящему». А потом контрабандными дорожками отправиться домой. Туда, где оседает дым Гражданской войны…
Фильм Константина Лопушанского «Роль» по-сути — срез судеб зарождающегося НЭПа. От «поездной шмары» Зинки с бутылкой самогона в руках (пьяный отец портил ее, со словами: «нет вашего бога») до рефлексирующей соседки по квартире, понимающей, что поступает «не современно», не отдаваясь герою войны, но что делать, если веришь в любовь?
И только краском этому миру чужд. Ну вот зачем он, например, успешному дельцу с вольного нэпмановского рынка, которого командир не пустил «в расход» революции лишь потому, что на руках у того был, как выяснилось потом, чужой, не нужный ребенок? Беда только в том, что актер вжился в настоящую роль настолько, что может пустить слезу над телом того самого молодого чиновника (боевой товарищ пустил пулю в лоб из-за вскрывшихся растрат).
Осознание, что вселил в свое тело мертвую душу, придет к актеру слишком поздно. Кончит он фатально, уверяя, впрочем, что познал глубинную тайну русской истории…
Добавить к этому великолепный актерский состав во главе с Максимом Сухановым, игру полутонов современного черно-белого фильма и остается с радостью констатировать: конкурсу ММКФ достался вполне качественный фестивальный российский фильм. С — хочется верить — успешной прокатной судьбой.