Может эта роль и предопределила его судьбу. Жизнь, и любовь, что побеждает смерть. Николай Караченцов внешне не был похож на графа Резанова. Но хозяин русской Америки живет в истории с этим, караченцовым, надрывом.
“Я хотел быть первым артистом в мире. И не меньше” — однажды сказал он. Сын художника и балетмейстера. Не было у него другого пути кроме как в школу-студию МХАТ. А потом — Ленком на долгие годы. Десятки ролей на подмостках, что теперь осиротели.
«Он один из тех, кто вводил нас в профессию своей жизнью» — говорил журналистам сегодня Владимир Машков.
«Влетал, врывался ураганом, играл в спектакле, уезжал на какие-то другие дела, концерты. Я вообще не понимаю, откуда у него было здоровье» — продолжал Дмитрий Певцов.
Щербатая улыбка, что одинаково идет и сельскому простаку в “Белых росах” и Лаэрту Шекспира. Трудолюбие, помноженное на талант. Энергия, перед которой не устоит, ни зритель, ни режиссер, ни партнер по кадру.
«Он действительно успевал делать 25 дел в одну минуту. И конечно он был невероятно такого мужского сильного обаяния, вся съемочная группа поддалась под его чары» — рассказала Известиям Марина Александрова, вспоминая съемки с Караченцовым в одном из сериалов.
«Он всегда благодарил за спектакль, всегда обнимал, целовал. И вот эта благодарность – она в какой-то момент звучала как-то по иному. Это всего одно слово – «спасибо». Но я почувствовала, что будто это своего рода экзамен сдан», — говорила сегодня Анна Большова, одно время игравшая с Караченцовым в «Юноне и Авось».
От “Человека с Бульвара Капуцинов” до “Батальонов просят огня”. Если если трюки, то без дублеров, если песни, то сам. Камера Караченцова любила. Десятки ролей в кино. И даже русский голос Бельмондо это тоже он.
«В студенческой компании , на переменках, в перекурхах всегда он был с гитарой, это его уже отличало от остальных , невероятно обаятельный, темпераментный, азартный человек», — вспомнил актер Авангард Леонтьев.
«Это умопомрачительная была энергия. Отдыхах, он всегда возил с собой теннисную ракетку и если там удавалось полчаса перерыва – он не ложился спать, не расслаблялся, он брал вот эту ракетку и вот там где-то он тренировался» — добавил к этому Сергей Мигицко.
В его жизни был вечер, что разделил всё на «до» и «после». 1 марта 2005 года. Торопился домой, узнав о смерти тещи. Страшная авария. 26 дней в коме. И долгие годы возвращения. Сначала клиники России и Израиля. Потом — гимнастика, массаж, прогулки.
Все получилось потому, что рядом была она. С Людмилой Поргиной Караченцов познакомился на сцене. Вот только их медовый месяц случился многим позже. Через несколько месяцев после аварии они обвенчались в Италии.
«Когда он упал, он так мне и сказал: теперь ты меня видишь без шлема, раненого, без меча. А я нежный и ранимый. Естественно, я заплакала. Я сказала: ну тогда я буду с мечом, со шлемом. Я буду глотки грызть за тебя!» — рассказывала Поргина программе Пятого канала «Светская хроника»
И жизнь подбрасывала все новые испытания. Еще одна авария. А потом — страшный диагноз, долгие и мучительные курсы химиотерапии. И сцена, на которую все равно не мог не выходить. Зритель жаждал хотя бы просто его видеть.
«Он жил героически поступок совершил героический и вынес ,наверное, свой крест до конца, что тоже свойственно людям неординарным. Конечно, всегда кажется, что не во время, что обидно, что мог бы еще. Но такова судьба и таковы какие-то может быть неизвестные нам скрижали» — считает Игорь Скляр.
Он развивает речь стихами любимого Есенина. Рассказывает врачам анекдоты. И уходит, когда уже показалось, что снова победил смерть.
Ближе к концу он вернулся в “Белые росы”. Почти без слов. Играл глазами. Но так, что плакали все. И когда снимали, и когда смотрели. В “Ленкоме” до сих пор есть его собственная гримерка. Потому, что Караченцов не может просто уйти. Ему суждено оставаться.