Так случилось, что я все-таки поддался. Те, кто жаждет верховенства права и законности в стране, громким стоном убедили: «Левиафана» надо качать и смотреть до его официального выхода в прокат. Сколько бы создатель потом на этом не потерял. Ибо не жалей денег, политический манифест снимая…
А он и в ржавых корабельных остовах (разруха), и в постоянно пьющих обитателях (неустроенность), и в слипшихся в коррупированном экстазе ветвях власти (ну, тут вам Навальный всё расскажет)…
Вот только гений тем и хорош, что каждый в его творении видит что-то своё. А о том, что Звягинцев в их числе ни противники, ни сторонники фильма кажется не спорят. Сходятся они и в том, что увидели в его произведении Россию. Говорить о том, что она очернена можно столько же, сколько и о том, что она приукрашена. Россия — страна большая и неоднородная. Она это и высотки Москва-сити, и брошенные на откуп природе пятиэтажки живущего на сваях чукотского Певека. Я именно там, а не в Мурманске видел изображенную в фильме жизнь и природу, но и это не значит, что русский север похож на всем своем протяжении.
Жизнь она в принципе пестрая. Потому с богатыми кварталами Рио-де-Жанейро соседствуют трущобы. А в нескольких сотнях километрах от «большого яблока» Нью-Йорка противостоит ветрам обанкротившийся и пустой Детройт. Или вы думаете, что из бывших сотрудников автомобильных концернов, составлявшим его былое величие, никто не спился?
Система же всегда и везде бескомпромиссна. Особенно к одиночкам. Тем более, непримиримым. Достаточно вспомнить, что корни фильма уходят в историю американского сварщика, вышедшего на бой с сутягами на бронированном бульдозере. Финал там печален: несколько разрушенных ковшом зданий и самоубийство. Финал борющихся с системой одиночек печален везде и всегда. Но и тут найдутся те, кто захочет поспорить о том хорошо ли это для большинства, умеющего в системе сосуществовать. В конце концов, для того любая система и придумана…
Суть «Левиафана» лично я вижу в другом. Потому что, телевизионный сюжет про пресловутый Пуси Райот, за который зацепились многие, проходит по касательной кадра. Безусловно, у такого режиссера как Звягинцев, это не может быть случайностью. Но что стоит в центре кадра?
Там стоит одиночка. И один он не только перед политической системой. Он одинок перед сыном, переживающим подростковый период. Одинок перед женой, измученной тоской. Одинок перед товарищами, которые вроде и друзья, но если не починишь машину вовремя — обижаются, А, только отвернись, так и вовсе предают…
И борьба его куда серьезнее чем кажется тем, кто ограничивает произведение Звягинцева политическим манифестом. Потому, что главная борьба героя — с самим собой. Вот только он это очень поздно осознает. Поэтому и проигрывает. Причем, по всем фронтам.
Последнего, впрочем, из зрителей — поборников законности, сидящих на торрентах, мало кто заметил. Так что лучше поздно чем никогда…
Смотреть на то, как разрушается жилище тяжело всегда. Вне зависимости от того стирает его с лица земли ковш бульдозера или снаряд «Града». Но видеть тех, кто, в попытках увидеть стальные щупальца тоталитарной власти, теряют желание заметить метания души, не многим легче…