В мае 45-го в Урюпинске остановился очередной эшелон из Берлина. На перрон выгрузили трофейный рояль. Так и стоял бы тот одиноко, если бы не подошел к нему интеллигентного вида боец. Он долго смотрел на инструмент, а потом сел на ящик снарядов, открыл крышку и понеслась над перроном красивая музыка.
Сначала боец вдохновенно импровизировал с Чайковским или Моцартом, а потом вдруг запел: «Давно ты не видел подружку, дорогу к знакомым местам…»
Перрон замер и завороженно слушал бойца. На глазах многих выступили слезы. А музыкант, выдал последнюю ноту, поднял к лицу руки и в голос зарыдал.
Слишком долгим получился его путь домой…
Песня эта называлась «Солдатский вальс» и от роду ей было всего несколько месяцев. О том как рождался «Солдатский вальс» несколькими годами позднее рассказывал композитор Никита Богословский.
«Месяца примерно за три до окончания войны, когда исход её был уже предопределён, и весь советский народ с волнением ждал светлого дня Победы, я прочитал в одной из газет (по-моему, это была «Комсомольская правда») корреспонденцию с фронта, где рассказывалось о том, как миллионы советских солдат с нетерпением ждут встречи со ставшим для них далёким домом, с родными, любимыми и близкими».
Тогда Богословский решил: такой важный для каждого бойца труд сможет совершить поэт Владимир Дыховичный, сам понюхавший пороха на фронтах. И, как все гениальное, «Солдатский вальс» родился в тот же день. А голос Утесова разнес ее по фронтам. Вместе с надеждой…